При разработке перспективных электроракетных двигателей специалистами Центра Келдыша внедрена схема с вынесенным слоем. Это позволяет практически исключить эрозию конструктивных элементов двигателя. В классе ионных двигателей работы по оптимизации сосредоточены на внедрении углерод-углеродных композиционных материалов в конструкцию ионно-оптической системы и постоянных магнитов в состав магнитной системы, что обуславливает значительный рост ресурсных характеристик и параметров эффективности ионного двигателя.
Материалы были представлены начальником отдела электрофизики Михаилом Селивановым в ходе Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы космических миссий с электроракетными двигателями» (КМЭРД-2022, г. Махачкала).
В своем докладе М. Селиванов рассказал о работах, которые ведутся по электроракетным двигателям, и перспективах их развития в России и мире с акцентом на роль Центра Келдыша в этих работах.
Особо было подчеркнуто, что в Центре Келдыша разработан и квалифицирован холловский двигатель с вынесенным слоем КМ-75. Напряжение разряда КМ-75 составляет 810 В, тогда как все холловские двигатели, которые сейчас эксплуатируются на орбите, имеют разрядное напряжение до 350 В. С этой точки зрения двигатель КМ-75 является уникальным. Использование столь высокого напряжения позволило достигнуть удельного импульса 2700 секунд, что более, чем на тысячу секунд выше мировых аналогов. А это ведет к значительному снижению заправки ксеноном и соответствующему росту доли полезной нагрузки на аппарате.
КМ-75 также можно использовать как двухрежимный двигатель: при понижении напряжения разряда в два раза его тяга при той же мощности увеличивается, и он используется для довыведения. После формирования геостационарной орбиты выдается команда на изменение режима, напряжение разряда повышается и двигатель применяется для коррекции орбиты.
Специалисты Центра Келдыша продолжают работы по совершенствованию холловских и ионных двигателей мощностью от 200 Вт до 100 кВт и двигательных установок на их основе.