АО ГНЦ «Центр Келдыша»
En

История

Постановлением Совета труда и обороны СССР от 31 октября 1933 года №104

был организован РНИИ – Реактивный научно-исследовательский институт (ныне АО ГНЦ "Центр Келдыша").

РНИИ был создан на базе ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Возглавил институт начальник ГДЛ военный инженер 1-го ранга Иван Терентьевич Клейменов, а его заместителем был назначен начальник ГИРДа Сергей Павлович Королев.

В короткий срок РНИИ стал научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, в которой органически сочетались проектирование, изготовление и испытание ракет и ракетных снарядов, летательных аппаратов и двигателей для них с научными исследованиями, обеспечившими создание этих объектов ракетной техники.

test

Главная задача довоенного и военного периодов истории института – создание ракетного вооружения нашей армии.

В период 1933-1940 годов в институте были завершены разработки и переданы на вооружение реактивные снаряды, предназначенные для стрельбы с самолета по воздушным, морским и наземным целям. Особенно эффективным оказалось применение пороховых реактивных снарядов для стрельбы по площадям с наземных многозарядных высокоманевренных пусковых установок. Такая установка БМ-13 была принята на вооружение и стала легендарной артиллерийской системой залпового огня – “Катюшей”, сыгравшей большую роль в Великой Отечественной войне. В 1942 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешную разработку нового оружия коллектив института был награжден орденом Красной Звезды, ведущим разработчикам оружия была присуждена Сталинская премия. Еще в 1941 году руководителю разработки А. Г. Костикову было присвоено звание Героя Социалистического труда.


kat.jpg
test

Технический задел

Коллектив института сыграл основополагающую роль в создании фундамента отечественной ракетной техники: в разработке первых поколений ракет, ракетных двигателей и реактивных снарядов, методов их испытаний и отработки, в подготовке специалистов ракетной техники. С момента создания института в нем работали выдающиеся ученые и конструкторы С.П.Королев и В.П.Глушко, Ю.А.Победоносцев, М.К.Тихонравов, И.Т.Клейменов, Г.Э.Лангемак, К.Э.Циолковский был почетным членом технического совета РНИИ.

Деятельность института в военный период отмечена созданием жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) для истребителя-перехватчика, разработкой новых конструкций реактивных снарядов для артиллерии и реактивных торпед для ВМФ, проектированием, изготовлением и отработкой первого в СССР ЖРД с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, постройкой и испытаниями первого отечественного турбореактивного двигателя.

grd.jpg

Институт стал в ту пору настоящей кузницей кадров высшей квалификации, ракетным университетом, в стенах которого выросли сотни талантливых специалистов, составивших в последующие годы основу и славу отечественной ракетно-космической науки и техники. Это: С.П.Королев, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, В.П.Мишин, А.М.Люлька, М.М.Бондарюк, А.М.Исаев, Л.С.Душкин, Б.В.Раушенбах. В послевоенные годы их ряды пополнили Г.И.Петров, В.Я.Лихушин, А.П.Ваничев, В.М.Иевлев, В.С.Авдуевский, Н.А.Анфимов и многие другие. Более 30 специалистов стали в дальнейшем членами АН СССР. 

Центр Келдыша гордится людьми, имена которых стали известны всему миру.

подробнее
kollektiv.jpg
test

Ряд ведущих организаций

Институт стал родоначальником ряда ведущих организаций отечественной ракетно-космической техники. Из недр института сформировались:

  • в 1944 г. – филиал по разработке ракетных двигателей твердого топлива (ныне МИТ) во главе с Ю.П. Победоносцевым,

  • в 1946 г. – ОКБ “Сатурн” по разработке ТРД во главе с А.М.Люлька,

  • в 1946 г. – ОКБ завода № 293 (ныне МКБ “Факел”) во главе с М.Р.Бисноватом,
  • в 1948 г. – КБ Химмаш по разработке ЖРД во главе с А.М.Исаевым,

  • в 1950 г. – ОКБ-670 по разработке ПВРД во главе с М.М.Бондарюком,

  • в 1952 г. – ОКБ-1 НИИ-1 по разработке ЖРД во главе с Л.С.Душкиным,

  • в 1954 г. – филиал по разработке астронавигации крылатых ракет (ныне Московский институт электромеханики и автоматики) во главе с Р.Г.Чачикяном,

  • в 1958 г. – филиал по разработке ЖРД малой тяги (ныне АО "НИИМаш") во главе с М.Г.Мироновым.

Сотрудники института во главе с начальником генерал-майором П. И. Федоровым вошли первыми на территорию немецкого ракетного полигона “Близна” вместе с нашими наступающими войсками и блестяще выполнили задание Главкома и руководства страны по оценке германских разработок в области ракетной техники. Они тщательно изучили образцы немецкой техники и уцелевшую документацию и выдвинули конкретные предложения, направленные на развитие работ в нашей стране.

После выхода Постановления СМ СССР от 13.05.1946 г. "Вопросы реактивного вооружения", положившего начало широкому развертыванию работ по ракетной технике, головным Министерством по разработке и производству баллистических ракет с ЖРД определяется Министерство вооружения. Для НИИ-1, находившегося в это время в МАПе, наступает новый этап деятельности.


4791 test

М. В. Келдыш

В 1946 году начальником института назначается 35-летний академик М. В. Келдыш.

Вокруг Келдыша формируется коллектив выдающихся учёных, таких как Г.И.Петров, Л.И.Седов, Г.Н.Абрамович, А.П.Ваничев, Е.С.Щетинков и др. Под их руководством были проведены фундаментальные и прикладные научные исследования в области термодинамики, аэрогазодинамики, теории горения, теплообмена. Закладываются основы методов проектирования, испытаний и отработки ЖРД и СПВРД, проводятся исследования, позволившие решить проблемы тепловых режимов и тепловой защиты летательных аппаратов.
a76a6fc8c14df63a4214e958b373aeec.png

В 1954 году выходят два исторических постановления правительства СССР по разработке в КБ С. П. Королёва межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, а в конструкторских бюро С. А. Лавочкина и В. М. Мясищева межконтинентальных крылатых ракет “Буря” и “Буран”.

Коллектив института успешно выполнил государственное задание и внёс свой вклад в создание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и мощной ракеты-носителя на её основе, модификации которой эксплуатируются и в настоящее время.

Постановлением правительства на НИИ-1 и персонально на М. В. Келдыша возлагалась координация всех научных исследований при создании крылатых ракет.

Для выполнения работ по крылатым ракетам был создан ряд новых подразделений и развёрнуто строительство уникальной стендовой базы. Успешные летно-конструкторские испытания крылатой ракеты “Буря”, проведенные в 1957-1959 годах, подтвердили выполнение заложеных в ТЗ данных как отдельных систем, так и ракетного комплекса в целом.

Работы по динамике крылатых ракет позволили перейти к решению новых проблем управления космическими аппаратами. В НИИ-1 под руководством Б. В. Раушенбаха была разработана и создана система ориентации для автоматической станции “Луна-3”, сфотографировавшей 10 октября 1959 года обратную сторону Луны, а также система ориентации искусственных спутников Земли. 

Настоящим триумфом можно назвать работы института по обоснованию схемы ЖРД с дожиганием генераторного газа (замкнутая схема). В лаборатории А. П. Ваничева ещё в 1959 году были проведены комплексные испытания таких ЖРД, подтвердившие работоспособность двигателя, возможность достижения высокого давления в камере сгорания и, в результате, существенного повышения удельного импульса тяги. Эти исследования положили начало широкому развитию работ по созданию ЖРД замкнутых схем во всех отечественных двигательных КБ. В настоящее время общепризнаны преимущества двигателей такой схемы. И лучшей иллюстрацией этого является использование США на ракете “Атлас” двигателей РД-180 НПО “Энергомаш”, выполненных по этой схеме.

test

НИИ тепловых процессов

В период 1965-1991 годов основные работы по ракетным и ракетно-космическим комплексам оборонного, народнохозяйственного и научного назначения в нашей стране были сосредоточены в специализированном Министерстве общего машиностроения, что в значительной мере способствовало обеспечению качественно нового уровня разработок ракетного оружия и ракетно-космических комплексов различного назначения. В этот период институт становится головной научно-исследовательской организацией по проблемам ракетного двигателестроения и получает новое наименование – НИИ тепловых процессов (НИИТП). Институту поручается выполнение ответственных работ, направленных на создание высокосовершенных ЖРД, РДТТ и воздушно-реактивных двигателей, освоение новых топлив, создание высокоэффективных бортовых энергетических установок, ядерных энергодвигательных комплексов и ряда специальных систем.

Переход к замкнутым схемам ЖРД выдвинул в последующие годы ряд новых проблем, связанных с организацией смесеобразования и обеспечением устойчивости систем регулирования, которые в процессе совместных работ с КБ были успешно решены. Работы по динамике ЖРД и продольной устойчивости ракет позволили решить такие сложные задачи, как запуск ЖРД под водой, запуск в условиях минометного старта, устойчивость системы “двигатель – ракета”.

Возобновленные во второй половине 60-х годов исследования по РДТТ обеспечили разработку оптимальных проектных решений по крупногабаритным двигателям маршевых ступеней, выбору рецептур твердых топлив, теплозащитных и эрозионностойких материалов. Были разработаны и внедрены в практику КБ методики профилирования сопел с большими степенями расширения, методики расчета теплообмена и теплозащиты РДТТ и др. В последнее время предложены новые схемы РДТТ высокой эффективности (с составными зарядами) для обеспечения существенного повышения удельного импульса тяги.  

В 1975 году за заслуги в развитии ракетной техники Центр Келдыша был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

test

/

Орден Красной Звезды

В 1942 году за успешную разработку новых видов вооружений АО ГНЦ “Центр Келдыша” указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Красной Звезды.

Орден Трудового Красного Знамени

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1975 года за заслуги в развитии ракетно-космической техники АО ГНЦ “Центр Келдыша” награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Достижения Центра Келдыша

Образован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ).

Приняты на вооружение реактивные снаряды РС-82 для истребителей И-15 и И-16, РС-132 для бомбардировщиков СБ-3.

Приняты на вооружение мобильные пусковые установки БМ-13 (легендарная артиллерийская система залпового огня – “Катюша”, сыгравшая огромную роль в Великой Отечественной войне). За успешную разработку новых видов вооружений РНИИ награжден орденом Красной Звезды (1942 г.).

Совершен первый в СССР полет реактивного истребителя БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД); создан первый в СССР опытный турбореактивный двигатель (С-18); разработан прямоточный воздушно-реактивный двигатель для самолетов ЛА-7 и ЛА-9.

Заложены научные основы проектирования и разработки ЖРД на высококипящих и криогенных компонентах топлива в обеспечение создания двигателей для советских баллистических ракет.

Создана первая в мире сверхзвуковая аэродинамическая труба с широким диапазоном изменения числа Маха для изучения пространственного обтекания тел сложной формы.

Осуществлялось научное сопровождение разработки ЖРД и спускаемых аппаратов для первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и ракеты-носителя на ее основе, завершившееся выводом в космос 4 октября 1957 года первого в мире искусственного спутника Земли.

Предложена и теоретически обоснована схема ГПВРД.

В кооперации с предприятиями отрасли создана межконтинентальная КР “Буря” с ПВРД и астронавигационной системой наведения.

Решены проблемы обеспечения высокой надежности ЖРД и продольной устойчивости ракет, что позволило осуществить запуск первых космических аппаратов к Луне (1959) и первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года.

Развернуты работы по созданию ЯРД. Проведен энергетический пуск реактора ЯРД.

Создана аппаратура и проведено первое измерение из космоса инфракрасного излучения Земли.

Разработана аппаратура и впервые проведены измерения освещенности в атмосфере и на поверхности Венеры (1972 г.).

Теоретически и экспериментально обоснована и внедрена на всех лучших в мире современных двигателях схема ЖРД с дожиганием генераторного газа (замкнутая схема), что позволило существенно повысить удельный импульс тяги; разработаны и внедрены в промышленность эффективные методы подавления всех видов автоколебательных процессов в ЖРД.

Выполнен большой объем комплексных работ по РДТТ специального назначения. Разработаны программно-методическое обеспечение и конструкторская документация; при активном участии специалистов института завершена отработка мощных РДТТ, изделий специального назначения.

Разработано семейство мощных электродуговых плазмотронов постоянного тока, нашедших широкое применение в авиационно-космической технике, плазмохимии и плазмометаллургии.

Созданы первые отечественные водород-кислородные электрохимические генераторы для пилотируемых космических кораблей.

Создана электронно-пучковая установка «Онега» с выводом в атмосферу электронного пучка мегаваттного уровня мощности в непрерывном режиме.

Впервые на ИСЗ проведено успешное испытание торцевых плазменных движителей.

Создана аппаратура и с помощью спускаемых аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» впервые проведены прямые измерения спектрального состава излучения и скорости ветра в атмосфере и на поверхности Венеры.

За заслуги в развитии ракетно-космической техники НИИТП награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Осуществлялось научное сопровождение и участие в разработке мощных ЖРД и ряда систем для ракетно-космической системы «Энергия - Буран».

Создан самый мощный в стране безэлектродный высокочастотный плазмотрон, на котором отрабатывалась теплозащита перспективных летательных аппаратов и система разрушения конструкций ядерных энергоустановок при аварийном возвращении с орбиты на Землю.

Ведутся работы по созданию и совершенствованию нового поколения экологически чистых ракетных двигателей: ЖРД на топливе кислород + метан, трехкомпонентного ЖРД на топливе кислород +водород + углеводородное горючее, ЖРД безгазогенераторной схемы.

Получены уникальные результаты по физике верхней атмосферы Земли с помощью плазменных установок «Минор»

Завершена разработка и внедрен на крылатых ракетах новый тип прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

Созданы высокоэффективные выпарные рекомпрессионные установки для очистки солесодержащих сточных вод и получения питьевой и дистиллированной воды из соленой.

Создан озонобезопасный хладагент С1 (полный заменитель фреона R12), удостоенный диплома и медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

Разработаны и продолжают совершенствоваться высокоэффективные холловские плазменные двигатели нового поколения (от 0,1 до 6 кВт), в том числе обладающие высоким (до 2500...3000 с) удельным импульсом и возможностью управления вектором тяги.

Созданы высокоэффективные установки микро- и ультрафильтрации для очистки жидкостей от взвешенных частиц и регенерации индустриальных масел и смазочно-охлаждающих жидкостей.

Разработаны два типоразмера ксеноновых ионных двигателей.
Развернуты работы по созданию высокоэффективных ракетных двигателей для малых космических аппаратов.

Разработан высокоэффективный метод очистки нефтяных скважин от запарафинивания.

Создан и испытан стендовый прототип многоразового кислородно-метанового двигателя нового поколения.

Разработана солнечная тепловая энергодвигательная установка для транспортно-энергетических модулей. Проведена экспериментальная
отработка ключевых элементов СЭДУ. Разработана конструкторская документация двигателя (совместно с НПО ЭНЕРГОМАШ).

Подтверждена уникальным экспериментом на ОС «Мир» работоспособность модели капельного холодильника-излучателя.

Проведен обобщающий комплекс работ по совершенствованию энергосистем МКС, направленных на обеспечение теплового режима и пожаробезопасности в гермоотсеках МКС, снижение кантаминационных эффектов на внешнюю поверхность МКС со стороны двигательных установок систем ориентации и коррекции орбиты.

Введен в строй уникальный криогенный вакуумный стенд для отработки ЭРД, объемом 90 м3.

Начаты летные испытания холловского двигателя в составе КА «Экспресс-А» № 4.

Разработана концепция международного проекта пилотируемой экспедиции на Марс, использования ЯЭУ и ЯЭДУ для полетов к дальним и ближним планетам.

Разработаны и внедрены эффективные мероприятия по устранению пролизов и прогаров камер сгорания двигателей 14Д23, РД0124А при работе с высокоэффективной смесительной головкой в течение гарантийного ресурса (три летных сверх КТИ).

Введен в строй завод по опреснению морской воды в г. Актау (Казахстан, Каспий).

Разработан электродуговой плазмотрон на переменном промышленном токе полезной мощностью 1000 кВт и ресурсом до 500 часов.

Разработан и прошел экспериментальную проверку образец двигательной установки космического транспортного модуля, использующего солнечную энергию дополнительно к химической энергии топлива, что позволяет увеличить удельный импульс ДУ до 700…750 с.

Развернуты работы по водородной энергетике, в том числе наземной, с использованием водорода как наиболее эффективного, экологически чистого энергоносителя.

Создана первая в России топливная батарея для получения электричества с использованием твердополимерных мембран.

Развернуты работы по созданию инфракрасного фурье-спектрометра «ИКФС-2», который будет установлен на КА «Метеор-М» № 2.

Завершен комплекс работ по созданию плазменного двигателя КМ-60.

Постановлением Правительства АО ГНЦ «Центр Келдыша» определен головной организацией Роскосмоса в области нанотехнологий по направлению «Функциональные материалы для космической техники» и Центром по применению нанотехнологий в энергетике и электроснабжении космических систем.

Разработаны методы численного моделирования и созданы предметно-ориентированные программные комплексы для моделирования и прогнозирования рабочих процессов и функциональных параметров ракетных двигателей различных типов.

Продолжается успешная эксплуатация холловского двигателя КМ-5 на борту геостационарного спутника связи, выведенного на орбиту в июне 2002 года. По состоянию на май 2008 г огневая наработка на двигатель составила 1550 часов при 900 включениях.

Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 874 Центру Келдыша присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации.

Изготовлен технологический образец бортового фурье-спектрометра для термического и влажностного зондирования атмосферы, предназначенный для установки на КА “Метеор-М” № 2.

Разработан эскизный проект пилотной установки для получения жидких синтетических углеводородов из угля производительностью до 5 тонн угля в час.

Выполнена разработка и изготовлен пилотный модуль промышленной установки для обработки тяжелых нефтепродуктов искровым электрическим разрядом производительностью до 35 т/час.

В рамках работы Комиссии по анализу причин перехода спускаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля в режим баллистического спуска проведено исследование влияния электрофизических факторов на работоспособность пиросредств корабля в составе МКС и даны рекомендации для спуска корабля.

В ходе совместных работ с КБХА, завершен начальный этап испытаний лазерной системы зажигания перспективного кислородно-водородного двигателя РД0146.

Разработан эскизный проект пилотной установки для получения жидких синтетических углеводородов из бурого угля производительностью до 6500 тонн продукта в год.

Подготовлены материалы по проекту для Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Разработан, изготовлен и успешно испытан плазменный катод для холловских и ионных ЭРД с новым эмиттером электронов из Ir-La, имеющий рабочую температуру, близкую к W-Ba эмиттеру, и стойкость к отравлению, близкую к LaB6 эмиттеру. Аналогов такого катода нет ни в России, ни в мире.

Разработка и создание ЯЭДУ в рамках проекта «Создание ТЭМ на основе ЯЭДУ мегаваттного класса», подготовка первого образца ЯЭДУ к летно-конструкторским испытаниям. В 2010 году подписан Договор по проекту "Создание ТЭМ на основе ЯЭДУ мегаваттного класса". Центр Келдыша определен единственным исполнителем работ по созданию ЯЭДУ мегаваттного класса и координатором работ по реализации проекта в целом (Распоряжение Президента РФ от 22 июня 2010 г.). Проект реализуется кооперацией предприятий Роскосмоса, Росатома, РАН.

Развернуты работы по созданию фурье-спектрометра ИКФС-3 для КА "Метеор-МП".

Начаты летные испытания блока коррекции на базе холловского двигателя КМ-60. Впервые в мире разрядное напряжение поднято до 500 В при удельном импульсе тяги свыше 1850 с.

Проведены летные испытания и введен в эксплуатацию в составе КА "Метеор-М" № 2 первый отечественный ИКФС-2.
Развернуты работы по созданию ИКФС-2 для КА "Метеор-М" № 2-1, 2-2, 2-3, 2-4.

Продолжаются разработки наносистем и наноустройств с целью внедрения новейших космических технологий. Разработан метод нанесения терморегулирующего покрытия из оксида алюминия на детали электрического ракетного двигателя, которое позволяет снизить рабочую температуру и, тем самым, увеличить ресурс двигателя. Экспериментально исследован процесс нанесения теплозащитного покрытия со структурой пирохлора на макеты камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя. Разработаны технические решения по созданию адаптивных поверхностей для космических аппаратов на основе аморфно-кристаллических материалов с эффектом обратимой памяти формы.

Внедрение в конструкцию ракетного двигателя концепции регулируемого сопла из композиционных материалов, в которой применена схема с разрывом контура сопла. Использование в регулируемых соплах и системах их раздвижки углерод-керамических композиционных материалов позволяет в 1,5-2 раза уменьшить вес конструкции, обеспечить широкий диапазон регулирования тяги двигателя, а также расширить температурный диапазон работы элементов сопла до 2000 К и более.

В настоящее время в Центре Келдыша ведется активная разработка ионных двигателей различной мощности. Особое внимание уделяется разработке и испытаниям модификаций ионных двигателей серии ИД-200, которые могут использоваться для коррекции орбиты космических аппаратов, а также для реализации миссий по освоению дальнего космоса. Успешно проведены огневые стыковочные испытания нового ионного двигателя ИД-200 КР.

В рамках развития проектов диверсификации производства организаций ракетно-космической промышленности разработана проектная документация на расширение опреснительного завода «Каспий» в городе Актау в Республике Казахстан с целью увеличения производительности питьевой воды в два раза: до 40000 м3/сутки.

Разработан электродуговой подогреватель РГ-100 (плазмотрон) средней мощности 30-40 кВт для применения в освоении новых технологий для ракетно-космической техники, а также в различных отраслях промышленности.

Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с многоцелевым лабораторным модулем (МЛМ) «Наука» был осуществлен с космодрома Байконур 21 июля 2021 года. 29 июля состоялась его успешная стыковка с российским сегментом Международной космической станции.

Центр Келдыша внёс значительный вклад в обеспечение создания и подготовки МЛМ к пуску, участвовал в решении научно-технических задач при пуске, космическом полёте и стыковки с МКС.

Коллектив ученых и инженерно-технических работников Центра Келдыша обеспечил решение таких задач, как:

  • расчетная и экспериментальная отработка двигателей и двигательных установок;
  • подготовка МЛМ на заводе-изготовителе, на техническом и стартовом комплексе на космодроме Байконур;
  • оценка качества материалов ракетных двигателей, двигательных установок, элементов стыковочного узла МЛМ и МКС;
  • оценка качества изготовления РН «Протон-М» и МЛМ;
  • анализ отработки двигательных установок и их работоспособности, участие в программе огневых испытаний по продлению сроков эксплуатации;
  • исследования физико-химических и механических характеристик материалов ракетных двигателей, двигательных установок, топливных баков, узлов стыковки МЛМ с МКС;
  • моделирование истечения жидкости и поведения компонентов топлива и газов, расчёт параметров двигательной установки;
  • расчет гидравлических характеристик пневмогидравлической системы двигательных установок и двигательных установок в целом, оценка запасов топлива и газов в топливных баках и элементах двигательных установок;
  • экспериментальная верификация надежности агрегатов управления МЛМ;
  • расчет циклической прочности вытеснителей топливных баков МЛМ.

  • Cara Mengekstrak Domain dari URL di Notepad++
  • WordPress CMS Checker
  • slot gacor